В картере приводной части насоса НБ 4 (см. рис. 3) расположены: входной вал-шестерня 28,
вал коленчатый 25 и кривошипно-шатунные механизмы. На вал коленчатый посажено
зубчатое колесо 22, находящееся в постоянном зацеплении с валом-шестерней.
На
подшипниках качения, расположенных на шатунных шейках вала коленчатого,
установлены шатуны 23, малые головки которых с помощью пальцев 4 и подшипников 3
соединены с ползунами 7, расположенными в чугунных направляющих 5.
Хвостовики ползунов уплотнены манжетами 6, препятствующими выносу масла из картера и проникновению загрязняющих масло веществ в картер.
Смазка деталей и механизмов приводной части насоса производится разбрызгиванием при помощи крыльчатки 26, укрепленной на коленчатом валу.
В качестве жидкой смазки применяется в летнее время масло индустриальное И-40А, в зимнее время — масло индустриальное И-30А ГОСТ 20799-75 (заменитель И-40А, И-50А).
Для смазки коробки передач применяется масло трансмиссионное всесезонное ТАп 15В ГОСТ 23652-79 (заменитель ТсП-15к, ТсП-10).
Все трущиеся детали должны смазываться солидолом Ж ГОСТ 1033-79. Уровень масла в корпусе приводной части (картере) насоса контролируется через отверстие на боковой стенке, закрытое пробкой 20, в коробке передач — пробкой 9. Уровень масла должен доходить до этого отверстия.
Контроль за состоянием механизмов приводной части насоса осуществляется через окно, закрытое крышкой 1. Заливка масла в приводную часть насоса осуществляется через отверстие, закрытое отдушиной 2.
В буровом насосе НБ 4 применена коробка передач автомобиля ГАЗ-51, (рис. 8). Крутящий момент от двигателя к коробке передач и от коробки передач к насосу передается через клиноременные передачи с передаточным отношением 1:1.
Тип ремней В (Б) l=1320 мм. Коробка передач, используемая в насосе, позволяет получать пять ступеней подач насоса, с каждым из типоразмеров плунжеров. Переключение передач должно производиться при выключении электродвигателя насоса. На крышке картера закреплена табличка, показывающая положение ручки переключения при установке передач.
Рис.8. Коробка передач со шкифами 4030.2552.013.
1-заглушка
40.40.Т21.001; 2-кольцо Б38 ГОСТ 13943-86; 3 - втулка 4040-3141.889; 4-крышка
4040.5382.009; 5-подшипник 110 ГОСТ 8338-75; 6-шкиф 40.40.5396.005; 7-манжета
1.1-65X90-1 ГОСТ 8752-79; 8-коробка передач 54-1700010; 9 - пробка 262513-П;
10-стакан 4040.3542.037; 11-манжета 1.1-85X110-1 ГОСТ 8762-79; 12-подшипник 115
ГОСТ 8338- 75; 13-шкив 4040.5396.003; 14-втулка 4040.3141.840;15-крышка
4040.53Ш) 004; 16-гайка 4040.3123.008