Для обеспечения электробезопасности генератор ЕСС5 до пуска в работу должен быть надежно заземлен. Заземление генератора осуществляется с помощью заземляющего болта, установленного на нижней части станины.
Вращающиеся части генератора и муфты, соединяющей его с приводным двигателем, могущие причинить травму обслуживающему персоналу, должны быть защищены колпаком, сетками, жалюзи или фланцем, имеющим достаточную механическую прочность.
Порядок установки и подготовка генератора к работе
Генератор ЕСС5 должен быть установлен с обеспечением защиты
от непосредственного попадания атмосферных осадков.
Приводным двигателем
генератора могут быть дизельные двигатели, бензиновые двигатели,
электродвигатели, локомобили, газогенераторные двигатели, имеющие
соответствующую мощность, обороты, а направление вращение.
Генератор может быть установлен:
- на отдельном фундаменте и спариваться с двигателем посредством ременной или клиноременной передачи;
- на общем фундаменте или раме с двигателем и спариваться посредством упругой или упругодемпфирующей муфты.
Перед спариванием генератора с двигателем необходимо:
- произвести внешний осмотр машины. Проверить, нет ли внешних повреждений после транспортировки, не ослабли ли болты, крепящие ящики и подшипниковые крышки. При необходимости болты затянуть;
- продуть генератор сухим сжатым воздухом при давлении не
выше двух атмосфер. Если сжатого воздуха не имеется, то можно воспользоваться ручными мехами; - снять кожух, проверить исправность траверсы и контактных колец, проверить нажатие пружин. Нажатие должно быть в пределах 230—500 г. Щетки должны прилегать к контактным кольцам. При необходимости разрешается притереть щетки на контактном кольце тонкой шлифовальной шкуркой 1С ПБ 15А25-НМ ГОСТ 6456-82, протягивая ее в направлении вращения машины при нормальном нажатии.
- проверить состояние рабочей поверхности контактного кольца. Поверхность контактного кольца должна быть чистой и отполированной;
- прокрутить ротор генератора вручную. Проверить, не задевают ли вращающиеся части за неподвижные, не заедают ли подшипники;
- проверить сопротивление изоляции обмоток генератора мегом-метром напряжением 500 В, предварительно отключив блок выпрямителей от траверсы и дополнительной обмотки. Сопротивление изоляции обмоток генератора должно быть не менее 20 МОм при температуре генератора 20±3°C. Если сопротивление изоляции меньше чем 20 МОм, генератор перед включением необходимо просушить (раздел 2.5);
- в случае длительного хранения генератора до установки (более года)
необходимо проверить также состояние смазки подшипников.
Для этого необходимо отвинтить болты, крепящие наружную крышку подшипника и кольца траверсы, заменив их поочередно шпильками. Снять крышку заднего щита и сдвинуть крышку переднего ящика после снятия траверсы с кольцом. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить блок выпрямителей.
Осмотреть подшипники и в случае необходимости промыть бензином (с добавлением 6—8% трансформаторного масла) подшипниковые камеры и заполнить их свежей смазкой.
Соединение генератора с приводным двигателем:
- при ременном приводе генератор устанавливается на салазках, закрепленных заранее на фундаменте. При этом ось вала генератора и ось вала двигателя должны быть параллельны. Середины шнкивов генератора и двигателя должны находиться друг против друга. Регулирование натяжения ремня осуществляется двумя винтами, которые ввинчиваются в специальные передвижные упоры на салазках и упираются в лапы генератора;
- при соединении генератора с двигателем посредством муфты генератор устанавливается на раме по уровню.Оси валов генератора и двигателя должны совпадать.
Центровка или выверка валов должны быть произведены тщательно: отклонение от точного совпадения осей валов допускается не более чем 0,4 мм. После соединения полумуфт генератор и двигатель должны быть надежно укреплены на раме.
Убедившись в исправности агрегата, пустить в ход двигатель.Вращая генератор вхолостую, проверить, нет ли вибраций, шума нагрева подшипников. Установившаяся температура подшипников может превышать окружающую не более чем на 45°С. Вибрация генератора в составе агрегата допускается не более 0,1 мм.
При появлении в двигателе или генераторе каких-либо стуков или неравномерности хода, а также при неисправности регулятора скорости двигателя агрегат должен быть немедленно остановлен, до устранения неисправности работа не должна производиться.
Замечания к спариванию генератора с дизельным двигателем
- соединять генератор с дизельным двигателем разрешается только посредством упругой, упруго-демпфирующей муфты или ременной передачи, другие виды сочленений особо согласуются с предприятием—изготовителем генераторов. Жесткое спаривание генератора с дизельным двигателем категорически запрещается.
- конструкция фундаментной рамы (основания) должна быть достаточно жесткой, чтобы исключить возможность деформации рамы и расцентровки агрегата при любых эксплуатационных условиях;
- предприятие, комплектующее дизель-генераторный агрегат, должно затребовать от предприятия—изготовителя дизеля проведения расчета на крутильные колебания.
Предприятие-изготовитель генераторов представляет для «того необходимые данные (угонное число оборотов генератора, расчет маховых масс и др.). Агрегат разрешается комплектовать, если частота собственных крутильных колебаний агрегата не совпадает по величине с частотой пульсации вращающего момента двигателя, в особенности при рабочей частоте вращения.
Пуск генераторов в работу
Пуск генераторов в работу: подключить генератор к ящику управления или отдельным элементам системы возбуждения (в зависимости от вариантов поставки) согласно схеме, соблюдая маркировку.
Примечание: сечения проводов, соединяющих клеммы генератора А1, А2, A3 с одноименными клеммами БКТС и клеммы 1А1, 1А2, 1АЗ БКТС с реостатом уставки, должны быть не менее 6 мм2. При этом сопротивление проводов одной фазы не должно превышать 0.05 Ом.Для генераторов 6 габарита при подключении по схеме с начальным возбуждением от трансформатора начального возбуждения TV перемычки 1С5—С5, 1С6—С6 в коробке выводов генератора снять.
Пустить в ход двигатель, установить номинальное число оборотов генератора, соответствующее частоте 50,7 Гц при 50 Гц или 60,8 Гц при 60 Гц при работе вхолостую.
Вывести реостат уставки поворотом его ручки до отказа по часовой стрелке. Возбудить генератор поворотом выключателя S из положения I в положение II на 2—3 с или подачей импульса от источника постоянного тока.
Установить номинальное напряжение, поворачивая рукоятку реостата уставки против часовой стрелки.
При первом запуске и после длительных остановок (более одного месяца) генератор должен проработать в режиме холостого хода 2—3 ч.
Нагрузить машину, установить номинальное число оборотов при данной нагрузке. При изменении нагрузки от 0 до номинального значения изменение частоты должно находиться в пределах 50,7—49,2 Гц (при номинальной частоте 50 Гц) или 60,8—59,1 Гц {при номинальной частоте 60 Гц).
Для изменения направления вращения генераторов 8 и 9 габаритов с правого на
левое необходимо на клеммной доске генератора или стабилизирующего устройства
переставить местами любые две фазы основной обмотки и аналогичные фазы
дополнительной обмотки.
Например. Клеммы основной обмотки
генератора (приложение 3, рис. 1, 2) присоединяются к клеммам
стабилизирующего устройства по следующей схеме:
- генератор С1— стабилизирующее устройство С1;
- генератор С2— стабилизирующее устройство СЗ;
- генератор СЗ— стабилизирующее устройство С2;
а клеммы дополнительной обмотки присоединяются к клеммам стабилизирующего устройства по следующей схеме:
- генератор А1— стабилизирующее устройство А1;
- генератор А2— стабилизирующее устройство A3;
- генератор A3— стабилизирующее устройство А2.
Генераторы 6 габарита допускают изменение направления вращения без
пересоединения схемы. Проверить крепление хамутов в сопротивлениях R и RS и при
необходимости произвести затяжку расслабленных резьбовых
соединений.